Монтаж и калибровка тахографа

Работы по монтажу тахографа включают в себя:

  • Установку тахографа на приборной панели ТС (согласно правил оснащения ТС);
  • Прокладку электрической проводки (от источника питания до места установки тахографа);
  • Подключение тахографа к системе зажигания;
  • Прокладка сигнального кабеля до датчика скорости;
  • Сборка контакт групп для разъема датчика и разъёма тахографа;
  • Монтаж кодированного датчика скорости*;
  • Установка адаптера кодированного датчика скорости*;
  • Согласование кодированного датчика скорости с тахографом*;
  • Согласование СAN шины (датчик — тахограф)*;
  • Прокладка сигнального кабеля до спидометра*;
  • Установка или замена спидометра (в случае использования штатного механического спидометра)*;
  • Согласование СAN шины (спидометр — тахограф)*;
  • Активация контрольного устройства (ввод данных о предприятии и транспортном средстве в память тахографа);
  • Калибровка (проверка) контрольного устройства;
  • Опломбирование контрольного устройства;
  • Оформление Акта ввода в эксплуатацию контрольного устройства;

* — требуется в зависимости от модели транспортного средства, типа тахографа и способа подключения

 

Калибровка (проверка/юстировка/тарировка/настройка) – это процесс измерения характеристических параметров транспортного средства и настройка тахографа на измеренные величины. А так же определение соответствия параметров настройки, установки, пломбировки и маркировки контрольного устройства (тахографа) требованиям ЕСТР.

Калибровка контрольного устройства должна быть проведена при наступлении любого из ниже перечисленных событий:

  • Первоначальная установка после получения регистрационного номера (для цифровых тахографов);
  • После установки тахографа в другом транспортном средстве;
  • При изменение регистрационного номера транспортного средства (для цифровых тахографов);
  • После ремонта тахографа, кабельного соединения и датчика;
  • При отсутствии пломб и бирок;
  • После изменения значения характеристического коэффициента транспортного средства — w;
  • После изменение значения эффективной длины окружности ведущих колес транспортного средства – l или замены шин;
  • Если время UTC спешит или отстает на 20 минут;
  • После прохождения 2 лет с момента прошлого осмотра (24 месяца, 104 недели).

 

Активация — это режим, в котором контрольное устройство становится полностью работоспособным и выполняет все функции, в том числе функции защиты (Активация контрольного устройства производится с использованием карточки мастера). В режиме активации параметры настройки контрольного устройства заносятся в память не в полном составе, а только те которые доступны мастеру в момент, когда транспортное средство еще не прошло регистрацию.

Без активации тахограф не дает возможности корректно отображать показания скорости, пробега. При отключении питания сбрасывает километраж. В памяти тахографа нет данных о транспортном средстве (VIN, год выпуска ТС, характеристики транспортного средства — w, k, l, размер шин, текущие показания счетчика пробега, параметры регулировки устройства ограничения скорости (в случае применимости), страна, время UTPи местное время). Тахограф не работает по шифрованному сигналу.

Калибровка должна включать ввод регистрационного номера транспортного средства (VRN) и должна производиться не позже, чем через две недели после установки или присвоения регистрационного номера транспортного средства, в зависимости от того, какое из этих событий наступает позже.

Перед проведением калибровки тахографа осуществляется визуальная и функциональная проверка контрольного оборудования, которая позволяет убедиться в легальности использования контрольного устройства на транспортном средстве и подразделяется на следующие операции:

  • Проверка соответствия внешних условий для возможности дальнейшего проведения настройки контрольного устройства (в случае совместного выполнения операций по проверке и настройке);
  • Проверка наличия и целостности таблички с нанесенным знаком официального утверждения типа устройства;
  • Проверка наличия и целостности таблички изготовителя устройства на каждом отдельном компоненте контрольного устройства с указанием данных: название и адрес изготовителя устройства, номер детали, присвоенный изготовителем, и год изготовления устройства, серийный номер устройства. Если места для указания вышеупомянутых данных на табличке недостаточно, на ней следует, как минимум, проставить название или логотип изготовителя и номер компонента устройства;
  • Проверка наличия и целостности таблички мастерской с данными по настройке контрольного устройства и данными о мастерской, производившей эту настройку (за исключением установки и первичной настройки контрольного устройства);
  • Проверка наличия и целостности заводских пломб на контрольном устройстве, препятствующих вскрытию корпуса);
  • Проверка наличия и целостности пломб мастерской на всех компонентах, влияющих на правильность регистрации параметров движения контрольным устройством (за исключением установки и первичной настройки контрольного устройства);
  • Проверка целостности корпуса датчика движения и контрольного устройства, соединительных кабелей и разъемов в пределах визуального доступа (за исключением установки и первичной настройки контрольного устройства).

 

Функциональная проверка позволяет убедиться в правильности функционирования контрольного устройства и подразделяется на ряд операций:

  • Считывание и перенос данных из памяти контрольного устройства в архив мастерской (в случае применимости);
  • Определение погрешностей измерения скорости, времени и пройденного пути (в случае необходимости проведения данной проверки отдельно от настройки);
  • Определение соответствия допустимой погрешности между заявленной и измеренной эффективной длиной окружности ведущих колес транспортного средства (в случае выполнения проверки без последующей настройки);
  • Проверка правильности переключения режимов труда и отдыха водителей;
  • Проверка работоспособности устройств считывания карточек контрольного устройства (в случае применимости);
  • Проверка работоспособности кнопок управления контрольного устройства;
  • Проверка работоспособности печатающего устройства (в случае применимости);
  • Проверка работоспособности экрана контрольного устройства (в случае применимости);
  • Занесение данных о результатах проведенной проверки в отчетную документацию мастерской.

 

Также проводится ряд операций:

  • Считывание и перенос данных из памяти контрольного устройства в архив мастерской (в случае применимости);
  • Автоматическое согласование датчика движения и контрольного устройства (в случае применимости);
  • Определение и запись в память контрольного устройства постоянной контрольного устройства (k), соответствующей измеренному характеристическому коэффициенту транспортного средства (w);
  • Корректировка (без ограничения) текущего времени UTC и установка поправки на местное время (при необходимости);
  • Корректировка текущего показания счетчика пробега;
  • Обновление или подтверждение других параметров, заложенных в контрольном устройстве: идентификация транспортного средства, показатели w и l, размер шин и регулировка устройства ограничения скорости (в случае применимости);
  • Определение погрешностей измерения скорости, времени и пройденного пути;
  • Установка таблички настройки параметров контрольного устройства;
  • Пломбировка значимых компонентов датчика движения и контрольного устройства;

 

При проведении калибровки производится определение и запись в память контрольного устройства постоянной контрольного устройства — k в следующем порядке:

  • Измерение характеристического коэффициента транспортного средства – w, одним из доступных мастеру способов;
  • Запись в память (или соответствующая настройка) контрольного устройства постоянной контрольного устройства – k, соответствующей  значению измеренного характеристического коэффициента транспортного средства – w.
  • Измерение характеристического коэффициента транспортного средства – w мастер производит с использованием линейного участка по методу фиксированной дистанции.

 

По результатам произведенных замеров эффективной длины окружности ведущих колес транспортного средства, с использованием допущенного оборудования, а также определении других параметров, которые требуются для правильной настройки контрольного устройства (марка шин, ограничение скоростного режима движения, регистрационный и идентификационный номера транспортного средства и прочие параметры настройки, указанные производителем контрольного устройства), производится запись параметров настройки в память контрольного устройства (в случае применимости).

После завершения настройки установленного контрольного устройства на него или на иное место ТС, должна устанавливаться четко видимая и легко доступная табличка с параметрами настройки. После каждой настройки, проведенной авторизованным мастером, на месте прежней таблички устанавливается новая.

На табличке должны содержаться, как минимум, следующие данные:

  • Название, адрес или фирменный знак мастера или мастерской (который содержит название и адрес);
  • Характеристический коэффициент транспортного средства в форме «w = imp/km»… («w = … имп./км»);
  • Постоянная контрольного устройства в форме k = … imp/km («k = имп./км»);
  • Эффективная окружность шин ведущих колес;
adminМонтаж и калибровка тахографа